Православный нательный крестик.
Высота 5,5 см.
Дерево, резьба, тонирование, вощение.
|
|
Крестик вырезан из абрикоса.
Тонирован.
Покрыт натуральным пчелиным воском.
Резьба подобного крестика занимает, примерно, одну неделю.
Толщина крестика - 7 мм.
Высота 55 мм
|
"Многие считают: если есть распятие на кресте - это правильный нательный крестик. Это не совсем верное утверждение, потому что собственно Распятия не должно быть на нательном крестике. Потому что нательный крестик - это символ, а не образ. Канонически правильно (об этом говорят и современные богословы) у священника на его наперсном кресте, который носится уже поверх одежды, должно быть распятие, потому что в данном случае оно не только символ Креста, на котором распялся Христос, но и образ Креста. А на образ можно уже, что называется, молиться. Таким образом, утверждение, что на нательном крестике должно быть обязательно распятие, с литургической и богословской точки зрения - не совсем верное требование."
(Информация с сайта "Информационное агентство Екатеринбургской Епархии" из беседы с настоятелем Вознесенского Архиерейского подворья г. Екатеринбурга протоиереем Николаем МАЛЕТОЙ).
Сам Иисус Христос, Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, пришел во плоти, то есть родился по человеческому естеству от Богородицы Приснодевы Марии, дабы спасти Собой и в Себе род человеческий. В Самом Лице Господа Иисуса Христа, таким образом, прежде всего воссоздана была изначальная гармония всего сущего. Господь Иисус Христос Своим искупительным подвигом на Кресте, Воскресением и Вознесением на небо обожил принятое Им на Себя человеческое естество и, уничтожив власть смерти над человеческим естеством, дал возможность всем верующим в Него, духовно соединяющимся с Ним и причащающимся Его Тела и Крови в Таинстве Причащения, наследовать вечную, небесную жизнь вместе с Ним в Царстве Божием. В людях, которые по доброй воле и любви соединяются со Христом, в той или иной мере восстанавливаются с помощью Духа Святого, посылаемого им Господом Иисусом Христом от Бога Отца, и правильный порядок внутренней жизни, и целостное восприятие всего творения как единства всего сущего в Боге.
По словам ап. Павла, христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий». Слова апостола стали основанием для изображений креста наподобие якоря.
Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано "Иисус Назарянин Царь Иудейский". Обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина - подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя. Это подножие - символизирующее мерило дел человеческих, в чаши которого на Страшном Суде будут полагаться добрые и злые дела людей.
Рядом с главной перекладиной титлы Его святого имени «IС ХС». На обратной стороне надпись: "Спаси и сохрани".
Рядом со Крестом изображаются копие и трость - орудия Страстей Христовых.
Буквы "К" и "Т" означают копие воина и трость с губкой, изображаемые слева и справа от креста.
На нижней части Креста обычно изображаються камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп с перекрещенными костями похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа над смертью, внесенной в мир первым Адамом.
Рядом буквенное обозначение Г. Г. Г. А. - Гора Голгофа Голова Адама.
Так же в нижней части крестика надпись фразы «место лобное рай бысть» начальными буквами слов М. Л. Р. Б.
Слово "НИКА" - Победитель; надпись на большой перекладине: "СНЪ" "БЖIЙ" - Сын Божий
Иногда есть надпись над титлой: "ЦРЪ" "СЛВЫ" - Царь Славы и "ГДЪ" - Господь.
На основном перекрестии - терновый венец.
Бог сказал согрешившему Адаму, что "проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе" (Быт. 3:17-18). А новый безгрешный Адам - Иисус Христос - добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.
Христовы Апостолы Матфей (27:29), Марк (15:17) и Иоанн (19:2) повествуют о том, что "воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову", "и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: "венец правды" (2 Тим. 4:8), "венец славы" (1 Пет. 5:4), "венец жизни" (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).
В Православной Церкви почитаются кресты различной формы. Каждая из них имеет свои символические особенности, но все формы креста обращают нас к истинному Кресту Господню и раскрывают его значение для человечества. Четырехконечная форма показывает взаимосвязь земного и Небесного, тварного и Божественного, дабы «могли постигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина и высота». Основная поперечная балка, простирающаяся вширь, знаменует собою земное, вертикальная указывает на преисподнее и Небесное и на возрастание земли к Небу. И «как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь», - писал великий богослов и аскет прп. Иоанн Дамаскин (VII в.).
Крест - великое и победоносное оружие Христово, священный символ христианства. «Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять его, - говорил прп. Ефрем Сирин (†373), - повсюду нося с собою, и без него не станем делать ничего. Но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, - все члены свои будем украшать Животворящим Крестом». |
|