Крестик нательный.
Высота 58 мм.
Дерево, резьба, тонирование, вощение.
Высота 58 мм
|
|
Крестик вырезан из абрикоса.
Покрыт натуральным пчелиным воском.
Резьба подобного крестика по времени занимает, примерно, десять дней.
Толщина крестика - 7 мм.
|
По словам ап. Павла, христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18–19). Слова апостола стали основанием для изображений креста наподобие якоря. На лицевой стороне креста изображено Распятие Господа Иисуса Христа.
Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано "Иисус Назарянин Царь Иудейский" (Ин. XIX, 19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина - подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя. Это подножие - символизирующее мерило дел человеческих, в чаши которого на Страшном Суде будут полагаться добрые и злые дела людей.
Эта иконография появляется в IV веке. Изначально образ создается не как рассказ о казни, страданиях и смерти Христа, Распятие являет Господа торжествующим и прославленным. Надпись «НИКА» значит «победил». Это слово Господь произнес по воскресении, обращаясь к ученикам: «Дерзайте, яко Аз победил мир» (Ин. 16, 33) и символизирует победу Христа над смертью.
Рядом с главой Христа титлы Его святого имени «IС ХС». На обратной стороне надпись: "Спаси и сохрани".
В Православной Церкви почитаются кресты различной формы. Каждая из них имеет свои символические особенности, но все формы креста обращают нас к истинному Кресту Господню и раскрывают его значение для человечества. Четырехконечная форма показывает взаимосвязь земного и Небесного, тварного и Божественного, дабы «могли постигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина и высота» (Еф. 3, 18). Основная поперечная балка, простирающаяся вширь, знаменует собою земное, вертикальная указывает на преисподнее и Небесное и на возрастание земли к Небу. И «как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь», - писал великий богослов и аскет прп. Иоанн Дамаскин (VII в.).
Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Сокращение "ГГ" как раз и означает "гора Голгофа", а "МЛБР" - "место лобное рай бысть". В символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. По преданию на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек Адам.
Предание о погребении Адама на Голгофе известно с III века от Р.Х. Ориген, например, видел Божественный Промысл в совпадении мест погребения прародителя и распятия Господа. Основной причиной такого умозаключения для знаменитого александрийского богослова являлись слова апостола Павла: «Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Святитель Василий Великий, объясняя термин «лобное место», поведал нам о неписанном предании, по которому череп Адама погребен был на Голгофе. О том же рассказывают и многие апокрифы, с той лишь разницей, что по одним из них Адам был похоронен на Голгофе ангелами, а по другим - Сифом, который перенес туда тело родителя уже после потопа, по третьим - голова оказалась на Голгофе вместе с водами потопа. В связи с этим следует вспомнить и красноречивые сказания о крестном древе, выросшем из зерна, - из того семени, что было положено Сифом в рот умершего Адама. Древо потом люди вырвали с корнем и привезли в Иерусалим для строительства храма. Тогда и обнаружилось: корни насквозь пронизали череп неизвестного человека. Голову отделили от корней и выбросили. Но ее во время охоты нашел царь Соломон, решивший перенести свою находку обратно в Иерусалим. Так и сделали, благочестиво завалив при этом череп камнями (они почти натуралистически теперь воспроизводятся церковными умельцами в подножиях многочисленных «голгоф»). А из дерева позже изготовили Крест, на котором был распят Иисус Христос. Кровь, хлынувшая из ран Господа, оросила главу Адама и омыла прародительский грех. Жертвенник для проскомидии символизирует в храме лобное место, где принял крестные муки Христос и где погребен череп виновника грехопадения.
"ГА" - глава Адама.
Буквы "К" и "Т" слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. "Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его" (Ин. XIX, 34). "Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. XIX, 34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна.
Крест - великое и победоносное оружие Христово, священный символ христианства. «Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять его, - говорил прп. Ефрем Сирин (†373), - повсюду нося с собою, и без него не станем делать ничего. Но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, - все члены свои будем украшать Животворящим Крестом».
До недавнего времени бытовало мнение, что образ Распятия не встречался в христианском искусстве, пока существовала крестная казнь. И только, якобы, с V века, когда цивилизованное человечество окончательно оставило ее в прошлом и воспоминания о ней стали преданием, тогда и появляются первые изображения страданий Христа, причем сначала весьма условные, как бы намеками, а не в виде реальных сцен. Однако, не так давно, в местечке Ирунья Велея на севере Испании был обнаружен глиняный осколок с изображением Распятия, предположительно датируемый III веком от Р.Х.. А вскоре последовала еще более удивительная находка - на Святой Земле, о которой поспешила сообщить пресса: на Елеонской горе археологическая экспедиция обнаружила, якобы, раннюю христианскую могилу, в которой был найден и крест. Открытия эти, правда, еще не получили надежных оценок специалистов, но и до них некоторые исследователи считали, что первые изображения Распятия восходят к I–III векам.
Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы, (ок. 600–695), написал полемическое сочинение «Путеводитель», проиллюстрировав его изображением Распятия. При этом Анастасий впервые применил греческий круцификс, то есть восьмиконечный крест.
|
|