Крестик нательный.
Дерево, резьба, тонирование, вощение.
Размер 60 х 37 х 10 мм
|
|
Высота 60 мм.
Крестик вырезан из абрикоса.
Покрыт натуральным пчелиным воском.
Резьба подобного православного крестика по времени, не менее трех недель.
Крестик затонирован "под старину".
Толщина крестика - 1 см.
|
С одной стороны крестика - иконка с образом Св. прп. Серафима Саровского Чудотворца.
Дни памяти: 2 (15 н. ст.) января и 19 июля (1 августа по нов. ст.)
Более подробно о ПРЕПОДОБНОМ СЕРАФИМЕ САРОВСКОМ можно прочитать тут:
reznoi-krestik.ru/ext/serafim.htm
На нижней перекладине - СЕРАФИМ.
На противоположной стороне - образ Св. князя Александра Невского.
На нижней перекладине - АНГЕЛ.
На оборотной стороне крестика - текст из 90-го Псалма.
Св. князь Александр Невский. Дни памяти: Май 23 (Ростов.) (5 Июня по н. ст.), Август 30 (Перенесение мощей) (12 Сентября по н. ст.), Ноябрь 23 (6 Декабря по н. ст.) и 28 сентября (11 октября по н. ст.).
Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.
Начиналось трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались шведы и немцы. Чтобы дать отпор неприятелю, князь Александр возглавил русские войска. После высадки шведских войск при впадении реки Ижоры в Неву князь Александр с немногочисленной дружиной 15 июля 1240 г. внезапно атаковал шведов и полностью разгромил их многочисленное войско, обнаружив в бою исключительное мужество. Невская битва 1240 г. предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. За эту победу народ назвал святого Александра Невским.
Победа усилила политическое влияние Александра Невского, но в то же время способствовала обострению его отношений с боярством, в результате столкновений с которым он был вынужден покинуть Новгород. После вторжения ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к Александру Невскому представителей, он вернулся и быстро создал войско, изгнавшее в 1241 г. захватчиков из русских городов (штурм Копорья и Пскова).
Зимой 1242 г. Александр освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя святого Александра прославилось по всей Святой Руси.
Александр Невский продолжал укреплять северо-западные границы Руси: послал посольство в Норвегию, результатом которого было первое мирное соглашение между Русью и Норвегией (1251), совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю (1256).
В отношениях с Золотой Ордой Александр Невский выступал как осторожный и дальновидный политик. В 1249 г. он решительно отклонил предложение папы Иннокентия IV перейти в «латинскую веру» и заключить союз для совместной борьбы с татаро-монголами.
Получив в 1252 г. ханский ярлык на великое княжение Владимирское, Невский решительно подавлял мятежи против «численников» (т.е. против ордынской переписи) и сборщиков дани, предотвращая новые разрушительные походы на Русь с Востока и попутно добиваясь важных политических льгот. Четыре раза ездил в Орду, добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами.
Скончался великий князь 27 ноября (14 по старому стилю) 1263 г. в Городце, недалеко от Владимира, возвращаясь из очередной поездки в Золотую Орду.
Перед кончиной он принял схиму (монашеский постриг) под именем Алексий.
6 декабря (23 ноября по старому стилю) 1263 г. князь Александр Невский был погребен в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире. В 1380 г. нетленные мощи князя были открыты для местного поклонения.
Князь Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 г.
Строки из 90-го Псалма на оборотной стороне крестика:
10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему:
11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою:
13 на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
По словам ап. Павла, христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18–19). Слова апостола стали основанием для изображений креста наподобие якоря. На лицевой стороне креста изображено Распятие Господа Иисуса Христа.
Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано "Иисус Назарянин Царь Иудейский" (Ин. XIX, 19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина - подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя. Это подножие - символизирующее мерило дел человеческих, в чаши которого на Страшном Суде будут полагаться добрые и злые дела людей.
Эта иконография появляется в IV веке. Изначально образ создается не как рассказ о казни, страданиях и смерти Христа, Распятие являет Господа торжествующим и прославленным. Надпись «НИКА» значит «победил». Это слово Господь произнес по воскресении, обращаясь к ученикам: «Дерзайте, яко Аз победил мир» (Ин. 16, 33) и символизирует победу Христа над смертью.
Рядом с главой Христа титлы Его святого имени «IС ХС». На обратной стороне надпись: "Спаси и сохрани".
В Православной Церкви почитаются кресты различной формы. Каждая из них имеет свои символические особенности, но все формы креста обращают нас к истинному Кресту Господню и раскрывают его значение для человечества. Четырехконечная форма показывает взаимосвязь земного и Небесного, тварного и Божественного, дабы «могли постигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина и высота» (Еф. 3, 18). Основная поперечная балка, простирающаяся вширь, знаменует собою земное, вертикальная указывает на преисподнее и Небесное и на возрастание земли к Небу. И «как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь», - писал великий богослов и аскет прп. Иоанн Дамаскин (VII в.).
Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Сокращение "ГГ" как раз и означает "гора Голгофа", а "МЛБР" - "место лобное рай бысть". В символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. По преданию на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек Адам. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы...". "ГА" - глава Адама. Буквы "К" и "Т" слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. "Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его" (Ин. XIX, 34). "Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. XIX, 34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна.
Крест - великое и победоносное оружие Христово, священный символ христианства. «Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять его, - говорил прп. Ефрем Сирин (†373), - повсюду нося с собою, и без него не станем делать ничего. Но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, - все члены свои будем украшать Животворящим Крестом».
|
|